События из истории монголов известны также из арабских хроник и китайских летописей, а также от персидского историка Джувейни5 «История завоевателя мира» (1260 г.). Многие события середины XIII в. были ему известны по личному участию в них. По сведению библиографов Джувейни несколько раз совершал путешествия в Монголию. Сочинение Джувейни было использовано Рашид ад-Дином и Вассафом6. У Джувейни дом Чингисхана находится в Кулан-баши, название которого нет в текстах Рашид ад-Дина, и которое трудно отождествить с известными. Неясно у Джувейни и название «Алакамак»: «Когда Гуюк-хан вступил на престол на место отца, то он (Бату), согласно его просьбе и приглашению (участвовать в праздновании), тронулся в путь. По прибытии в Алакамак, выяснилось положение Гуюк-хана (он умер). (Бату) там же и остановился. Царевичи с (разных) сторон явились к нему на поклон, и он утвердил ханство за Менгу-кааном». Согласно этой цитате ханство утверждает Бату.
«Рассказ о покорении Булгара, страны асов и Руси. Когда каан (Угэдэй) во второй раз устроил большой курилтай и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, асов и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в помощь и подкрепление Бату он (Угэдэй) назначил (следующих) царевичей: (сыновей Тулуя) Менгу-хана и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату-Хорду и Тангута — и несколько других царевичей, а из знатных эмиров (там) был Субатай-бахадур. Царевичи для устройства своих войск и ратей отправились каждый в свое становище и местопребывание, а весной выступили из своих местопребываний и поспешили опередить друг друга. В пределах Булгара царевичи соединились: от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные. Сначала они (царевичи) силою и штурмом взяли город Булгар, который известен был в мире недоступностью местности и большою населенностью. Для примера подобным им, жителей его (частью) убили, а (частью) пленили. Оттуда они (царевичи) отправились в земли Руси и покорили области ее до города М.к.с., жители которого, по многочисленности своей были (точно) муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что (в нем) нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом, против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли (там) много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей. Оттуда царевичи решились вернуться»7.
Третьим важнейшим источником является официальная история правившей в Китае монгольской династии Юань – «Юань ши» (издание 1370 г.).
Кроме перечисленных основопологающих источников о деяниях монголов, существует большое количество других документов. Совсем иначе выглядит история Чингисхана в татарском народном эпосе, сложившемся в XV–XVI вв. В центре повествования эпоса история Джучиева Улуса XIV в., известного в истории под названием Золотая Орда. Описывается территория от Сарая на Волге до Самарканда в Средней Азии. Никаких упоминаний Монголии в эпосе нет. Среди прародителей хана Токтамыша (хан Золотой Орды, 1376–1395 гг.) назван Чингиз, причем его родина не Монголия, а берега Волги. Державный дом Чингисхана, его дворец, находится на Ак-Тубе (рукав на Нижней Волге), там родовой «черноцветный стяг», там «золотой престол» и «золотой Чингиза венец», отсюда сделан набег на Китай и покорена страна иудеев. Текст эпоса, впервые опубликованного в полной версии в 1941 г., требует научного анализа и комментария историков.
«Я – хан Токтамыш
Если зову я отцом – Туйгуджу;
Если мой прародитель Чингиз,
Если мой дед – Булгар и Сарай...
Взял я в руки держав судьбу!
С алмазной броней на лбу
Молодой двукрылый птенец –
Золотой Чингиза венец –
Разве не у моих ног?
Как-Туба – сердцевина Земли
Здесь дворец властелина Земли...
Тридцать девять ханов,
Среди них Чингиз величья достиг.
Разве не владел страной
В шестимесячный путь длиной?
Там, где Идиль (Волга), там где Яик (Урал),
Тридцать и девять было владык,
Лишь один Токтамыш велик!»9.