Ну ладно, - на смежную, - так на смежную.
И я считаю - так. Государство, нация, народ, и даже администрация (города, натуркомплекса, кафе, ресторана) - имеет право на проведение своей суверенной политики. То, что её проведение может порождать некоторые шерховатости и смешные казусы, - невелика беда. Но тут можно и нудно смотреть на далёкие последствия.
Вот, скажем, жОстко запрещать то-то и то-то (курение, распитие алкоголя, езду на велосипедах, разговоры по сотовому телефону во время езды, ходьбы, сидьбы...) - неэффективно. Всё равно, полицейского к каждому не приставишь, а если и приставишь, то вдруг и сам этот полицейский захочет покурить)... Тогда в ход идёт - политика "мягкой силы". Ты, конечно, можешь и курить, что-то там ещё делать, но можно создавать им режим вязкого сопротивления. Скажем, заставить платить больше, тратить больше сил, нервов, и вообще. Чтобы каждый куряга, весь из себя такой принципиальный, щемился по неудобьям, платил на каждом шагу, а другие - мотали на ус: "а мне оно - надо?".
Вот, есть довольно разнородные явления природы, которые описываются сходной математической моделью. Скажем, - распространение заразного заболевания, цепная ядерная реакция деления, сход лавины и т.п. Есть - параметры, например, заразность того или иного заболевания, сечение взаимодействия делящегося ядра с нейтронами (в таком-то спектре энергий), коэффициент трения страгивания и крутизна склона горы, а так же концентрация и общее количество людской массы, концентрация активного изотопа и критическая масса делящегося изотопа и т.п. В зависимости от этого процесс распространения эпидемии или развитие цепной ядерной реакции, сход лавины и т.п. - либо затухает, либо нарастает и развивается как взрывной процесс. Достаточно сделать прививки даже не всем, а скольким-то процентам населения, при отнюдь далеко не 100%-ной эффективности этих прививок, можно, тем не менее, переломить качество процесса и превратить его из развивающегося в затухающий. Хотя, затухнет он - тоже не мгновенно, но тем не менее - будет затухать, а не развиваться. И, вот, проводя ту или иную политику, государство или администрация может вот так же влиять на некоторые социальные процессы. Распространение вредных привычек, здоровье нации, демографическую динамику... Даже при наличии какого-то количества принципиалов, маргиналов, фанатиков какой-то идеи, фриков и т.п.
Ну, и, наконец, - есть разные страны, народы, культуры, менталитеты. Есть "библейский проект" (включая - коранический), есть дхармический, ещё какие-то... Я уж не говорю про конкретные религии: разные течения христианства (католики, протестанты, православные), ислама (сунниты, шииты, алавиты, салафиты...), индуисты, буддисты, конфуцианцы... Много всякого разного. А есть (или были) государства с разной политикой: демократические, авторитарные, толитатарные... А зачем всё это? Казалось бы, взяли бы самую удачную и эффективную модель, - и внедряли бы... Ан, - нет. Глобальный Предиктор - специально создавал разные проекты. И сталинский СССР, и шиитский Иран, и гитлеровский Третий Рейх, пол-потовскую Камбоджу, и, вот, сейчас - Северную и Южную Корею, и т.п. Зачем? А это, по сути, - зкспериментальные проекты. Потому что модели-моделями, а конкретные характеристики, будь то что-то аналогичное "заразности" или "сечению взаимодействия", - требуют эмпирического измерения.
И, вот, натуризм - это тоже такой проект Глобального Предиктора. В одних условиях он растёт и ширится, но, вот, в условиях русского менталитета - увы, - затухает. Как-то так.