[color=#000000;]— Помилуйте, — говорю, — за что же? Что я неграмотный, так мы этому не причинны. Не учили нас при старом режиме.[/color]
[color=#000000;]А он отвечает:[/color]
[color=#000000;]— Дурак! Чего испугался? Это тебе не в наказание, а для пользы. Там тебя просвещать будут, спектакль посмотришь, вот тебе и удовольствие.[/color]
[color=#000000;]А мы как раз с Пантелеевым из нашей роты нацелились в этот вечер в цирк пойти. [/color]
[color=#000000;]Я и говорю:[/color]
[color=#000000;]— А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк увольниться вместо театра?[/color]
[color=#000000;]А он прищурил глаз и спрашивает:[/color]
[color=#000000;]— В цирк?.. Это зачем же такое?[/color]
[color=#000000;]— Да, — говорю, — уж больно занятно... Ученого слона выводить будут, и опять же рыжие, французская борьба...[/color]
[color=#000000;]Помахал он пальцем.[/color]
[color=#000000;]— Я тебе, — говорит, — покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие... рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая тебе польза от цирка? А? А в театре тебя просвещать будут... Мило, хорошо... Ну, одним словом, некогда мне с тобой долго разговаривать... Получай билет, и марш![/color]
[color=#000000;]Делать нечего — взял я билетик. Пантелеев, он тоже неграмотный, получил билет, и отправились мы. Купили три стакана семечек и приходим в «Первый советский театр».[/color]
[color=#000000;]Видим, у загородки, где впускают народ, — столпотворение вавилонское. Валом лезут в театр. И среди наших неграмотных есть и грамотные, и все больше барышни. Одна было и сунулась к контролеру, показывает билет, а тот ее и спрашивает:[/color]
[color=#000000;]— Позвольте, — говорит, — товарищ мадам, вы грамотная?[/color]
[color=#000000;]А та сдуру обиделась:[/color]
[color=#000000;]— Странный вопрос! Конечно, грамотная. Я в гимназии училась![/color]
[color=#000000;]— А, — говорит контролер, — в гимназии. Очень приятно. В таком случае позвольте вам пожелать до свидания![/color]
[color=#000000;]И забрал у нее билет.[/color]
[color=#000000;]— На каком основании, — кричит барышня, — как же так?[/color]
[color=#000000;]— А так, — говорит, — очень просто, потому пускаем только неграмотных.[/color]
[color=#000000;]— Но я тоже хочу послушать оперу или концерт.[/color]
[color=#000000;]— Ну, если вы, — говорит, — хотите, так пожалуйте в Кавсоюз. Туда всех ваших грамотных собрали — доктора там, фершала, профессора. Сидят и чай с патокою пьют, потому им сахару не дают, а товарищ Куликовский им романсы поет.[/color]
[color=#000000;]Так и ушла барышня.[/color]
[color=#000000;]Ну, а нас с Пантелеевым пропустили беспрепятственно и прямо провели в партер и посадили во второй ряд.[/color]
[color=#000000;]Сидим.[/color]
[color=#000000;]Представление еще не начиналось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец стемнело в театре.[/color]
[color=#000000;]Смотрю, лезет на главное место огороженное какой-то. В шапочке котиковой и в пальто. Усы, бородка с проседью и из себя строгий такой. Влез, сел и первым делом на себя пенсне одел.[/color]
[color=#000000;]Я и спрашиваю Пантелеева (он хоть и неграмотный, но все знает):[/color]
[color=#000000;]— Это кто же такой будет? [/color]
[color=#000000;]А он отвечает:[/color]
[color=#000000;]— Это дери, — говорит, — жер. Он тут у них самый главный. Серьезный господин![/color]
[color=#000000;]— Что ж, — спрашиваю, — почему ж это его напоказ сажают за загородку?[/color]
[color=#000000;]— А потому, — отвечает, — что он тут у них самый грамотный в опере. Вот его для примеру нам, значит, и выставляют.[/color]
[color=#000000;]— Так почему ж его задом к нам посадили?[/color]
[color=#000000;]— А, — говорит, — так ему удобнее оркестром хороводить!..[/color]
[color=#000000;]А дирижер этот самый развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком, и сейчас же под полом заиграли на скрипках. Жалобно, тоненько, ну прямо плакать хочется.[/color]
[color=#000000;]Ну, а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому два дела сразу делает — и книжку читает, и прутом размахивает. А оркестр нажаривает. Дальше — больше! За скрипками на дудках, а за дудками на барабане. Гром пошел по всему театру. А потом как рявкнет с правой стороны... Я глянул в оркестр и кричу:[/color]
[color=#000000;]— Пантелеев, а ведь это, побей меня Бог, Ломбард[2][/color], который у нас на пайке в полку!
[color=#000000;]А он тоже заглянул и говорит:[/color]
[color=#000000;]— Он самый и есть! Окромя его, некому так здорово врезать на тромбоне![/color]
[color=#000000;]Ну, я обрадовался и кричу:[/color]
[color=#000000;]— Браво, бис, Ломбард![/color]
[color=#000000;]Но только, откуда ни возьмись, милиционер, и сейчас ко мне:[/color]
[color=#000000;]— Прошу вас, товарищ, тишины не нарушать! [/color]
[color=#000000;]Ну, замолчали мы.[/color]
[color=#000000;]А тем временем занавеска раздвинулась, и видим мы на сцене — дым коромыслом! Которые в пиджаках кавалеры, а которые дамы в платьях танцуют, поют. Ну, конечно, и выпивка тут же, и в девятку то же самое.[/color]
[color=#000000;]Одним словом, старый режим![/color]
[color=#000000;]Ну, тут, значит, среди прочих Альфред. Тозке пьет, закусывает.[/color]
[color=#000000;]И оказывается, братец ты мой, влюблен он в эту самую Травиату. Но только на словах этого не объясняет, а все пением, все пением. Ну, и она ему то же в ответ.[/color]
[color=#000000;]И выходит так, что не миновать ему жениться на ней, но только есть, оказывается, у этого самого Альфреда папаша, по фамилии Любченко. И вдруг, откуда ни возьмись, во втором действии он и шасть на сцену.[/color]
[color=#000000;]Роста небольшого, но представительный такой, волосы седые, и голос крепкий, густой — беривтон.[/color]
[color=#000000;]И сейчас же и запел Альфреду:[/color]
[color=#000000;]— Ты что ж, такой-сякой, забыл край милый свой?[/color]
[color=#000000;]Ну, пел, пел ему и расстроил всю эту Альфредову махинацию, к черту. Напился с горя Альфред пьяный в третьем действии, и устрой он, братцы вы мои, скандал здоровеннейший — этой Травиате своей.[/color]
[color=#000000;]Обругал ее, на чем свет стоит, при всех.[/color]
[color=#000000;]Поет:[/color]
[color=#000000;]— Ты, — говорит, — и такая и эдакая, и вообще, — говорит, — не желаю больше с тобой дела иметь.[/color]
[color=#000000;]Ну, та, конечно, в слезы, шум, скандал![/color]
[color=#000000;]И заболей она с горя в четвертом действии чахоткой. Послали, конечно, за доктором.[/color]
[color=#000000;]Приходит доктор.[/color]
[color=#000000;]Ну, вижу я, хоть он и в сюртуке, а по всем признакам наш брат — пролетарий. Волосы длинные, и голос здоровый, как из бочки.[/color]
[color=#000000;]Подошел к Травиате и запел:[/color]
[color=#000000;]— Будьте, — говорит, — покойны, болезнь ваша опасная, и непременно вы помрете![/color]
[color=#000000;]И даже рецепта никакого не прописал, а прямо попрощался и вышел.[/color]
[color=#000000;]Ну, видит Травиата, делать нечего — надо помирать.[/color]
[color=#000000;]Ну, тут пришли и Альфред и Любченко, просят ее не помирать. Любченко уж согласие свое на свадьбу дает. Но ничего не выходит![/color]
[color=#000000;]— Извините, — говорит Травиата, — не могу, должна помереть.[/color]
[color=#000000;]И действительно, попели они еще втроем, и померла Травиата.[/color]
[color=#000000;]А дирижер книгу закрыл, пенсне снял и ушел. И все разошлись. Только и всего.[/color]
[color=#000000;]Ну, думаю: слава Богу, просветились, и будет с нас! Скучная история![/color]
[color=#000000;]И говорю Пантелееву:[/color]
[color=#000000;]— Ну, Пантелеев, айда завтра в цирк![/color]
[color=#000000;]Лег спать, и все мне снится, что Травиата поет и Ломбард на своем тромбоне крякает.[/color]
[color=#000000;]Ну-с, прихожу я на другой день к военкому и говорю:[/color]
[color=#000000;]— Позвольте мне, товарищ военком, сегодня вечером в цирк увольниться...[/color]
[color=#000000;]А он как рыкнет:[/color]
[color=#000000;]— Все еще, — говорит, — у тебя слоны на уме! Никаких цирков! Нет, брат, пойдешь сегодня в Совпроф на концерт. Там вам, — говорит, — товарищ Блох со своим оркестром Вторую рапсодию играть будет![3][/color]
[color=#000000;]Так я и сел, думаю: «Вот тебе и слоны!»[/color]
[color=#000000;]— Это что ж, — спрашиваю, — опять Ломбард на тромбоне нажаривать будет?[/color]
[color=#000000;]— Обязательно, — говорит.[/color]
[color=#000000;]Оказия, прости Господи, куда я, туда и он с своим тромбоном![/color]
[color=#000000;]Взглянул я и спрашиваю:[/color]
[color=#000000;]— Ну, а завтра можно?[/color]
[color=#000000;]— И завтра, — говорит, — нельзя. Завтра я вас всех в драму пошлю.[/color]
[color=#000000;]— Ну, а послезавтра?[/color]
[color=#000000;]— А послезавтра опять в оперу![/color]
[color=#000000;]И вообще, говорит, довольно вам по циркам шляться. Настала неделя просвещения.[/color]
[color=#000000;]Осатанел я от его слов! Думаю: этак пропадешь совсем. И спрашиваю:
— Это что ж, всю нашу роту гонять так будут?
— Зачем, — говорит, — всех! Грамотных не будут. Грамотный и без Второй рапсодии хорош! Это только вас, чертей неграмотных. А грамотный пусть идет на все четыре стороны!
Ушел я от него и задумался. Вижу, дело табак! Раз ты неграмотный, выходит, должен ты лишиться всякого удовольствия...
Думал, думал и придумал.
Пошел к военкому и говорю:
— Позвольте заявить!
— Заявляй!
— Дозвольте мне, — говорю, — в школу грамоты.
Улыбнулся тут военком и говорит:
— Молодец! — и записал меня в школу.
Ну, походил я в нее, и что вы думаете, выучили-таки!
И теперь мне черт не брат, потому я грамотный![/color]
- [color=#000000;]- [/color]
[color=#000000;][1]- опера Дж. Верди (1813-1901), написанная им в 1853 г.[/color]
[color=#000000;][2]- Б. А. Ломбард (1878-1960), известный тромбонист, оркестрант Харьковского оперного театра[/color]
[color=#000000;][3]- Скорее всего, Булгаков имеет в виду Вторую венгерскую рапсодию Ф. Листа, которую писатель любил и часто исполнял на фортепьяно.[/color]