Однако, в начале 20-го века популярность краски упала. Частично это связано с повышением образованности, осознанием того, что краска была на самом деле сделана из реальных египетских мумий, появившейся у художников осведомленности об антропологическом и культурном значении.
Но, скорее всего, как это не прозвучит прозаично - с тем, что сократилось количество легально доступных мумий, и связанного с этим ростом цен на «натуральную» краску. Гуманитарный аспект тоже присутствовал: к примеру, когда художник Эдвард Берн-Джонс узнал, что "Мумия Коричневая" была на самом деле сделана из высушенного человеческого тела - он устроил тюбику с краской показательные похороны.
В 1964 году Мумия, как краска, стала исчезать из продажи, когда C. Roberson, лондонская фирма, что производит и поставляет материалы для изобразительного искусства, объявила, что они больше не будут использовать египетские мумии для производства краски. Это было поддержано другими производителями.
Мумии использовались не только для создания произведений искусства. Более удивительным является их использование в медицине. Это было связано с верой, что битум, содержащийся в мумиях, полезен организму, и использовался еще древними греками для лечения различных заболеваний. Кстати, само слово мумия происходит от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
В результате этой веры в целебные свойства «порошка Мумии», египетские мумии тоннами экспортировались в Европу, и продавались в аптеках по всему континенту как кусками (вместе с бинтами), так и в молотом виде. Увлечение порошком было связано с утверждением, что мумии таили жизненную силу. Таким образом, большинство древнейших мумий было съедено европейцами еще в 18 -м веке. Поедание египетских останков продолжалось до 20-го века. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий». Впрочем, были ли эти мумии египетскими или сделаны из соотечественников - вопрос.
Высокий спрос на египетские мумии привел к созданию весьма прибыльного бизнеса, не менее доходного, чем теперешняя наркоторговля. Неудивительно, что появились подделки. Вместо египетских, перемалывали местные трупы и импортировали с Ближнего Востока. Тела казненных преступников, рабов, нищих, жертв эпидемий и мертворождённых детей обрабатывали битумом и сушили на солнце с целью получения «подлинных» мумий, которые затем продавались оптом. После того, как трупы становились порошком, практически невозможно было найти отличие от сделанного из подлинной египетской мумии и свежевысушенного трупа, обработанного битумом.
Сегодня, пигмент Caput Mortuum, что означает «мертвая голова» - (это альтернативное имя той самой краски Мумия коричневая) - делается из окиси железа. Кто придумал это название установить не удалось, а живописцы, народ безусловно одухотворенный, но не всегда слишком образованный, над ним не задумываются - это мне стало известно из небольшого опроса нескольких одаренных художников. Тем не менее, вы можете быть уверены, что сушеные головы и трупы уже не используются в производстве Капут Мортуум.