По первоначальному плану мы хотели,помимо хождения по островам, ещё и культурно обогатиться. В качестве исторических источников, к которым планировали припасть, значились Задар, Шибеник и Сплит. Последние 2 мы с женой ещё 11 лет назад посещали, а вот Задар оставался белым пятном на холодильнике. От того замечательного моста, что соединял 2 острова и проходом под которым пользовались многочисленные прогулочные и экскурсионные суда, но который был слишком низковат для нас, до Задары ходу было час под мотором. И, следовательно, полтора от нашей стоянки (см. выше). Но это для слабых духом. Настоящие яхтсмены к цели по прямой не ходят, они ходят зигзагом, т.е. галсами. Вот мы и пошли. После обязательного утреннего купания. Также, в этом месте наконец то опробовали тузика под мотором. По большому счёту, мотор можно не брать на прокат, это денег стоит (50-70 евро). да и особой нужды в нём нет. Но т.к. предыдущие разы мы мотор не брали, а освоить нехитрую технику всё же нужно было, то звёзды сошлись и вот спущена лодка на воду, движок крепко привязан к рейлингу, команда проинструктирована насчёт действия каждого и торжественная процедура установки движка на транец лодки началась. Отчего такой трепет? Дык, наслышаны были про утопленные движки. Лодка надувная крайне неустойчива, мотор не 2 кг весит - одно неловкое движение и ага, плати в кассу евро по новому курсу. Но всё прошло успешно, я дал пару пристрелочных кругов около яхты и команда залезала в тузик. Сначала хотели доплыть до моста и глянуть на него поближе, но оказалось, что это вам не яхта, тарахтит громко плывёт не очень быстро, борта - низкие, а волны от проходящих мимо судов - высокие для нас. Т.ч. удалились на 1 км, осторожно пробираясь вдоль самого берега, посмотрели на птичек вблизи и поплыли назад. Опыт - получен, вывод - сделан. Во второй раз мы пользовали мототузик уже когда вернулись в марину. Но об этом позже.
IMGP5497.JPG 181.1К
31 Количество загрузок:
Народ уже проснулся и готовился к выходу, как и мы.
IMGP5498.JPG 155.74К
33 Количество загрузок:
IMGP5501.JPG 135.15К
33 Количество загрузок:
На выходе из бухты лицезрели рыбные фермы. Дело полезное, для доходу людям и государству, а также, для пропитания как местных, так и туристов, но не очень вблизи чистое. Всё же рыбу кормят, она в садке буквально как селёдка в бочке, гадит. Т.ч. если где есть такие фермы, то от них лучше держаться подальше.
IMGP5503.JPG 100.94К
32 Количество загрузок:
Ветер дул почти удачно и мы пошли от берега одного острова до берега другого длинным галсами. Настолько длинными, что желающие могли спокойно позагорать или почитать или поиграть. Я же развлекал себя заочной регатой. Это выглядит так. Находишь парусную яхту, идущую в том же направлении, что и ты, и начинаешь как бы с ней соревноваться. Настраивать паруса, лавировать, высаживать команду на борт, всё с целью либо сократить расстояние до другой лодки либо, наоборот, убежать от неё. Пара таких лодок нашлась, одно даже схожих размеров. Как уже отмечал, наша лодка была сконструирована для гонок, поэтому даже такой малоопытный шкипер как я, смог не особо напрягаясь эту гонку выиграть.
Вскоре после обеда мы дошли до северной оконечности о.Углян, где, по плану была стоянка. Да не простая, а на буе. Собственно, ничего такого в этом нет, но для нас это был первый подобный опыт. Т.ч. стали конвертировать теоретические знания в практические действия. Есть разные методики швартовки к бую, в случае с открытым кокпитом, проще всего подойти кормой, завести конец швартова на буй и потом уже провести швартов на носовую утку. Когда нет ветра и сильной волны, всё довольно просто. В первый раз так и было. Поглядев на другие пришвартованные яхты и вспомнив советы
бывалых, завели второй швартов по науке. Для пущего спокойствия.
IMGP5509.JPG 98.32К
31 Количество загрузок:
IMGP5508.JPG 110.39К
31 Количество загрузок:
Ближе к вечеру все буи были заняты. На последний свободный пыталась пришвартоваться яхта. Раз 5 или 6 заходили они на цель, но всё напрасно. Так и не понял, то ли тренировались, то ли не читали то, что я читал.
Немного о видах стоянок и плюсах/минусах.
В большинства случаев ночёвки в таких круизных местах, как Хорватия, Италия, Испания, Турция и пр. проходят на: якоре, буе, в марине. Вариант с ночёвкой в море на ходу или в дрейфе не рассматриваем, т.к. не наш случай.
Якорь.
Плюсы: бесплатно, достаточно много мест, всегда свежий ветерок в каютах, больше приватности, чаще больше комфорта. Минусы: не везде можно бросить якорь, иногда он ползёт и нужно бдить. Если даже не нести якорную вахту, то хотя бы чутко спать, лучше всего в кокпите. Бывает, якорь застревает на дне, цепляясь за что-то и нужно его как-то доставать. Крайний вариант - нырять. И если вы не фридайвер, то это то ещё развлечение.
Буй.
Плюсы: обычно, буй крепко прикреплён к бетонной плите на дне, меньше амплитуда движения яхты вокруг буя, оказывается сервис ( вывоз мусора, доставка еды, доставка до ресторана и пр.), можно спокойно спать. Минусы: бывает, плита не достаточно тяжелая и может ползти, может износиться канат или цепь и вот, когда вы сладка спите в каюте, яхта о-па и куда-то поплыла. А до берега или других лодок совсем близко. Стоянка на буе стоит денег (в Хорватии за нашу лодку брали 150-200 кун). Лодки стоят ближе и кому-то будет не совсем удобно чесать я.. голову.
Марина(порт).
Плюсы: безопасно (вспоминаем день 1), как правило, есть либо входящая в плату за стоянку вода и электричество, либо "бесплатная" стоянка с ужином у владельца понтона/ресторана, можно спокойно сойти на берег, магазины, кафе и пр. Минусы: стоит денег (в Хорватии для нас 65-70 евро), не всегда есть места, бывает сложный заход/выход, всё рядом, как в коммуналке.
Ближе к вечеру приехал буйный человек (смотрящий за буями) собрал деньги, забрал мусор, спросил, чё надо привезти. Ночью дул ветер, т.к. бухта была открыта северным и западным ветрам, шуршал немного дождик и громко разговаривали друг с другом 3 яхты на русском певучем языке. Обожаю русский язык, не зря многие иностранцы отмечают его богатство, но когда кто-то где-то начинает громко разговаривать, полагая, что они на Земле, то становится обидно за культур-мультур. Впрочем. немцы - вне конкуренции тут. К слову, кризис подвыкосил нашего брата и за всё время было встречено очень мало русскоговорящих экипажей.
День 7
Есть ХПП, а есть мой ХП. Элементом моего плана была ночевка в 2-3 часах хода от Задара. Т.ч. утром, быстро позавтракав и пропустив ритуальные омовения по причине ветра и нагнанной холодной волны, отправились в путь. Цель была добраться до марины до обеда и вторую часть дня посвятить осмотру Задара. На примете было 2 марины, причём, не рядом с Задаром. И тому были причины: в Задаре марина прямо в центре, но там довольно тесно и оживленно и я, без подрульки и довольно габаритной лодкой не рискнул туда соваться. Да и дороже. На восточной стороне Угляна было 2 походящих марины, выбор пал на марину Преко. Позвонив туда с утра, забронировал место и спокойно начали снова ходить галсами. Тут шли полными курсами, что, с учётом нежаркого утра, когда единственный раз за 2 недели мы одели кофты, было даже хорошо. Т.к. на таких курсах ветер ощущается слабо. Второй раз за всё путешествие видел спинки дельфинов. Пишут, что они тут вымирают. И не удивительно. Тут любой вымрет. Целыми днями туда-сюда снуют с ревом и грохотом сотни судов. Какое там - размножаться, не оглохнуть бы. Т.ч. если будете в тех краях и вам предложат морскую прогулку с дельфинами, вспомните эти строки. Ну или, нам так не повезло. Про черепах уже просто молчу.
Ближе к 11 часам подошли к марине. Вполне себе уютная, небольшая и даже относительно недорогая.
IMGP5646.JPG 188.88К
30 Количество загрузок: Но заход, как говорится, доставил. Ещё на подходе, я впервые САМ говорил по УКВ рации. Как и с движком для тузика, не было нужды. Тут тоже, но надо же попробовать. Ничё, поговорили, бесплатно. На входе ждал уже человек, который показал куда вставать. Блин, да тут места на проходе между рядами пришвартованных яхт для ялика, а не 42 футов без подрульки. Вдобавок, местные рыбаки вздумали на своих лодках куда-то выплать. Мне уже идти некуда и так еше ползу, а они ещё, паразиты, волну поднимают. В общем, с первого раза не попал куда надо. Не беда, в принципе, но дует навальный ветерок и пространства для маневра не так уж много. Со второго раза попали в дырку, боцман давай крепить носовой муринг, а он, зараза. тяжелый, склизкий, толстый. Короче говоря, пока она сражалась с этим канатищем, нас начало наваливать на причальную стенку. Хорошо, кормовой уже закрепили, движок на холостых, бросился на помощь жене, завели таки муринг. Ничего страшного, к счастью, не случилось. Десятилетняя яхта, уже побывавшая в разных передрягах, просто добавила даже не царапину, так, краску 5 см. ошкурили. Но мало пришвартоваться, я сразу пошёл глянуть, ка завтра отчаливать будем. Меня терзали смутные сомнения, что места будет маловато и в один приём не выйдем. К счастью, помог сосед, что пришёл чуть позже нас и встал слева.
А пока же, заплатив деньги, ополоснув быстро тела и собрав фото-видео, отправились в Задар. Плюсом марины в Преко является то, что тут находится паромная переправа, откуда в Задар каждые полчаса-час ходит скоростной паром прямо к старой части города. Денег стоит это 18 кун с человека, плыть - 20 минут. Т.ч. мы ещё и на пароме прокатились. Отсюда же ходит и автомобильный паром, но он идёт в новый порт и пешеходным туристам не подходит.